(495) 517-51-35
Путь к горным вершинам

В 1929 году Евгений Абалаков вместе с братом Виталием совер­шили первое дальнее путешествие. От города Бийска по таежному берегу реки Бие братья Абалаковы дошли до Телецкого озера. Отсюда, перевалив высокий и малоизученный хребет Корбу, они вышли к верховьям реки Абакан и по ней спустились до Енисея. Но Енисею на плоту доплыли до Красноярска. В следующем году Евгений и Виталий Абалаковы отправились в новый поход. На этот раз их путь лежал в Саяны, где они совер­шили переход по Бирюсинско-Козырскому узлу. Эти первые походы еще не преследовали каких-либо научных целей, они были наполнены романтикой близкого знакомства с суровой, прекрасной природой Сибири.

Но уже эти ранние стран­ствия с их радостями и горестями зажгли в горячих молодых сердцах яркое пламя любви к таинственным горным просторам, наполнили их желанием разгадать вековые тайны гор. В 1945 году Е. Абалаков писал: «С улыбкой вспоминаем теперь свои первые путешествия. С таким снаряжением, конечно, нечего было и ду­мать о подъеме на самую легкую снежную вершину. Но эти пер­вые путешествия дали нам очень много: они сделали нас сильны­ми, выносливыми и ловкими, закалили нашу волю, развили наход­чивость и наблюдательность». О том, как проходили эти путешествия, рассказывается в очерке Е. Абалакова «Путь к горным вершинам» и в его дневнике «Саяны».

Я вырос в сибирском городе Красноярске. Это удиви­тельно живописный город, окрестности его напоминают Жигули или Швейцарию. Совсем недалеко от города на­чинаются места необыкновенной красоты — дикие гра­нитные скалы Столбы. Среди красноярцев, наверное, не­много найдется таких, которые не поднимались бы на Столбы. Там, на Столбах, и мы с братом, лазая по отвесным скалам, взбираясь на скалистые обрывы, получили пер­вое «боевое крещение» и впервые познакомились с суро­вой и прекрасной природой Сибири.

Все свободное время мы проводили в тайге, углубляясь в ее дебри на десятки километров. Ходили туда и летом, и поздней осенью, и зи­мой. Нередко ночь заставала нас в глухо стонущей под напором ветра осенней тайге. Приходилось ночевать и в болоте и на снегу. Мы научились хорошо разбираться в карте, а также отыскивать нужное направление в сложном лабиринте скал по деревьям и камням, по направлению ветра, ночью — по звездам, а в густом тумане — по компасу. Вскоре мы задумали с товарищами совершить дальнее путешествие по Алтаю. Маршрут наметили такой: от Бийска подняться по реке Бие до Телецкого озера, пере­валить через высокий и малоизученный хребет Корбу в верховья реки Абакан и по этой порожистой и неизучен­ной реке спуститься в Енисей. А оттуда — рукой подать до Красноярска.

Наш путь лежал по безлюдной тайге, где на сотни ки­лометров не встретишь человеческого жилья. Поэтому нам прежде всего следовало подумать о снаряжении. Но де­нег у нас было мало. Пришлось взять с собой только самое необходимое: крепкие ботинки, трусы, брюки из прочной бумажной материи, по три-четыре рубашки (с таким расчетом, чтобы в зависимости от температуры на­девать их от одной до всех), компас, карту, топор, фин­ский нож, котелок, кружки и ложки. Палатки у нас не бы­ло, и мы захватили кусок клеенки, который должен был защитить нас от сырости и холода.

Из-за Такого прими­тивного снаряжения пришлось перенести немало непри­ятностей, и только крепкая закалка позволила нам пройти весь маршрут до конца. Дойдя до Телецкого озера, наши товарищи не реши­лись следовать далее и вернулись домой. Мы с братом продолжили путешествие вдвоем. На хребет Корбу поднимались по дремучей тайге. Про­бираясь медвежьими тропами, мы руководствовались ком­пасом и картой. Неподалеку от перевала лес поредел. Огромные деревья сменились карликовыми березками и елями, а вскоре и они исчезли. Склоны зеленели соч­ными горными лугами, усыпанными яркими весенними цветами.

Вечером похолодало. Синеватая дымка опустилась на темные провалы таежных долин и на далекие снежные вершины. Нужно было подумать о том, как устроиться на ночь, чтобы не замерзнуть. Пригодился хворост, преду­смотрительно захваченный нами снизу. Мы обогрелись у большого костра и сварили кашу. Когда костер прого­рел, разгребли золу и устроили на нагретой земле постель из травы. Одеялом нам служила клеенка. Тепла хватило на всю ночь, и мы не очень озябли.

Наутро предстояло решить сложную задачу — наме­тить направление спуска. В хаосе хребтов и долин трудно было ориентироваться даже по карте. Переход оказался очень трудным. Наконец добрались до Абакана. Его прозрачные хо­лодные волны с шумом катились вниз. Мы срубили ма­ленький плотик-салик, прочно скрепив бревна жердями (без единого гвоздя). Для управления установили два больших весла — «греби». Вначале течение Абакана было сравнительно спокой­ным.

Но вскоре река вошла в узкое ущелье и, грохоча, по­неслась через пороги. Потребовались все самообладание, вся сила и ловкость, чтобы провести салик среди скал. Водовороты затягивали наш «корабль» под воду, а громадные холодные волны, обрушиваясь, грозили потопить его. Часто мы плыли, стоя по пояс в воде. К концу третьего дня кончились продукты. Мы пита­лись душистыми кедровыми орехами и ягодами. Это под­держало нас до первой деревни.

Оборванные и похудевшие, но довольные победой, мы вышли, наконец, на широкий простор Енисея и вскоре до­брались до Красноярска. Несмотря на все перенесенные в пути невзгоды, мы вернулись окрепшими и закаленными. А сколько привезли с собой новых знаний и впечатлений! С тех пар мы окончательно «заболели» путешествиями. На следующий год отправились в Саянские горы. Снежные вершины покорили нас своей суровой красотой, и мы стали убежденными альпинистами.

Этот очерк написан Е. Абалаковым в 1948 году.