Легендарная Тридцатка

Ночевки в приютах, туристы не готовят, 7 дней

Через горы к морю 2024 с облегченным рюкзаком!

Пик БАМ

Каждый раз, возвращаясь с пика БАМ, думал, что больше туда не пойду. Сколько можно ходить на одну и ту же вершину? Но нынешнее (шестое!) восхождение было закономерным. Я уже поднимался по восточной стене по классическому маршруту, по западной стене и совершил траверс, так что осталось сделать только зимнее восхождение. В конце февраля сборная команда из Сибири и Дальнего Востока (8 человек) подошла к пику по долине реки Бюрокан. Сильный ветер рвал палатку, донимал 35-градусный мороз.

Пришлось строить защитные стенки из снежных кирпичей. Утро было морозным (–40°С) и ветреным, но в 10.00 мы вшестером (пять парней и девушка Юля) ушли вверх. Двое ребят остались в базовом лагере у подножия горы. Когда-то при знакомстве Юля представилась мне: «Юля Арзамасова, женский батальон ОМОН». До сих пор не пойму, это была шутка или правда. Работает Юля в Хабаровске на таможне. Вероятно, это единственная женщина, совершившая зимнее восхождение на пик БАМ.

Буду приятно удивлён, если ошибаюсь. План был такой. В первый день подняться столько, сколько сможем, и поставить промежуточный лагерь; на следующий день совершить восхождение и вернуться в промежуточный лагерь; на третий день спуститься вниз. Языком альпинистов: восхождение в гималайском стиле. День первый. Сильный мороз и ветер. Но на стене ветер беспокоит не сильно, в глубоком снегу быстро согрелись, солнце уменьшило мороз на стене до –34°С. Тяжелее всех Саше: он весит более 90 кг да плюс снаряжение, наст Сашу не держит, после него в снегу остаётся глубокая траншея.

На заснеженной нижней террасе ставим лагерь. Пока ребята устанавливают палатку, мы с Сергеем Фёдоровым продолжаем навешивать перильные верёвки. Ночуем вшестером в небольшой каркасной палатке. Несмотря на сильный мороз, в палатке нам жарко. И очень тесно. День второй. –36°С. Уходим по перильным верёвкам, их три. Выше идём тремя связками«двойками». Особых проблем нет. Всё, как обычно: мёрзнут руки, ноги, лицо; пуховки и рукавицы мешают перемещаться по скалам. Подошли к ключевому месту, где обычно выходят на предвершинный гребень.

Куча одежды, снег и лёд на скалах не дают подняться наверх. Пробуем южнее — там ещё хуже. Уходим севернее по наклонным скалам к отвесному кулуару примерно 10—12 м высотой. Пробую вырваться наверх, но безуспешно. Пробует Серёга Фёдоров — тоже неудачно. Мы в замешательстве. Столько сил потрачено зря! С тоской смотрю вверх в кулуар и с какой-то тупой отрешённостью начинаю снова подниматься по кулуару. Сергей негромко неуверенно спрашивает: «Может, не надо?» Но я твёрдо решил ещё раз попытаться.

Щели в кулуаре забиты снегом и крепко проморожены, ветер то сверху, то снизу бешено рвёт верёвку, срывает капюшон пуховки и вместе с ним маску с лица. Я всё же прохожу кулуар, ещё метров 7—8 по наклонным скалам и оказываюсь на гребне. Тут ад, еле докричался до Сергея. Ребята пошли наверх. До вершины добрались изрядно потрёпанные ураганным ветром. Чувства непонятны. Одно желание у всех: быстрее вниз. Фотографируемся, меняем записку в туре и обратно. Всё происходит очень медленно. Уже темнеет, иду последним.

На спуске ветер ещё сильнее. Пытаемся организовать спуск «дюльфером» в кулуаре, но верёвку швырнуло вверх в сторону на скалы. Её еле удалось выдернуть. Пробую организовать ещё один «дюльфер». Почти то же самое, но Сергей при спуске сумел распутать верёвку и уйти вниз. Я доволен, ребята прошли, теперь и мне можно. Всё задубело на ветру (и мозги — думается с трудом), потому что очень долго пришлось торчать на гребне, на ветру. Спускаюсь. Сильный ветер перепутал верёвки, я прикладываю огромные усилия, чтобы распутать их.

Наконец спустился и... верёвки дальше, кажется, оборваны. Вокруг чёрное звёздное небо, вой ветра — и вот те минуты, ради которых веду этот рассказ. В моей жизни было столько яркого, запоминающегося, что мне трудно что-либо выделить. Я ходил пешком и на лыжах, плыл, летел, карабкался, падал, тонул, замерзал, задыхался в лавинах, но выжил — и вот снова чётко ощутил бесконечность огромного мира и своё одиночество на этой большой Горе.

До этой минуты я был командиром, мне верили и надеялись, что вернутся домой благодаря мне. И вдруг я окунулся в омут страха, но не за себя. Всегда верю в себя до последней секунды, поэтому, наверное, ещё жив. Я испугался за тех пятерых: они здесь впервые. Двигаюсь влево по наклонной террасе — там отвесные скалы. В темноте обрывы уходили в бесконечность. Ещё несколько попыток — то же самое...

Промороженные мысли бесформенны и нереальны. Все страхи прошли. Я присел на камень, всматриваясь в чёрное небо, слушая ветер... Звёзды, чёрный грохочущий мрак и снежный океан... И ВДРУГ СРЕДИ ВОЯ И СВИСТА Я УСЛЫШАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС... ОН ПОВТОРИЛСЯ ЕЩЁ И ЕЩЁ... ЭТО БЫЛ СЕРГЕЙ... Он вышел на террасу по перильным верёвкам, начало которых я не смог обнаружить. Всё закончилось...
...Через полтора года, я стоял на вершине пика БАМ в восьмой раз...

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/