(495) 517-51-35

Исток Вятки

Итак, решено: иду к истоку Вятки, а затем попробую пройти вдоль её русла на восток до поворота реки на север. Цель похода: во-первых, побывать у истока; во-вторых, определить, с какого места в верховьях реки можно начать сплав по ней на байдарках. Расстояние в 40–50 км я планировал пройти за два ходовых дня. Заезжать собирался ж.-д. транспортом: сначала на поезде Ижевск – Яр до станции Яр, а там пересесть на поезд Киров – Верхнекамская и на нём доехать до платформы Перелом. В разработке маршрута мне помог атлас Удмуртской Республики масштаба 1:100000, который я приобрёл незадолго до этого.

Обзвонил знакомых туристов и предложил им присоединиться. Но, увы, все были заняты: семейные, бытовые и прочие проблемы, а турист не самый «крутой», но зато надёжный. Стартовать решили в выходные в середине августа. Видимо, какие-то высшие силы решили сорвать наш поход. Примерно за 3 часа до отправления поезда Светлана позвонила в справочную вокзала и неожиданно узнала, что в этот день поезд Ижевск – Яр отправляется на полтора часа позже, чем обычно. Мы бы на пересадку опоздали. Эта проблема решилась просто: Светлана тут же позвонила на автовокзал и забронировала билеты на автобус до Яра.

И вот, наконец, мы едем в переполненной «Газели» в обнимку с рюкзаками на север Удмуртии. Но, видимо, высшие силы продолжают вмешиваться: примерно за 10 км до Яра у «Газели» лопнула шина. Обошлось без серьёзных последствий. Водитель вызвал другой автобус, который довёз нас до посёлка. В ж.-д. кассе на станции Яр кассирша в ответ на просьбу продать билеты в общий вагон до платформы Перелом очень удивилась и сказала, что поезда там не останавливаются (очевидно, опять действовали высшие силы). Мы проявили настойчивость, кассирша посмотрела в расписание, нашла эту остановку со стоянкой поезда 2 минуты, и вскоре билеты были в наших руках.

Поезд из трёх вагонов (общего, плацкартного и купейного) уже стоял у платформы. При посадке мы спросили у проводницы, есть ли остановка на Переломе, и, услышав положительный ответ, облегчённо вздохнули. Ехать надо было чуть меньше часа, и вот поезд уже тормозит в нужном нам месте. На часах 0.44, фонари вокруг не горят, в темноте смутно видны очертания каких-то двух сараев и всё. Проводница с явным сочувствием смотрит на нас. Поезд уходит, и мы со Светланой остаёмся в темноте. Я достаю свой налобный фонарь и осматриваюсь вокруг. К моему удивлению, оказалось, что тут давно нет станции и вообще никто не живёт. В одном из сараев можно было бы заночевать, но он оказался заперт. Палатку для ночлега пришлось поставить на старой насыпи буквально в 3 м от ж.-д. полотна.

Рано утром нас разбудили проходящие поезда. По этой ветке они идут не часто, но кучно в небольшом интервале времени. Мы встали, позавтракали и пошли на разведку на север. Примерно через километр по ж.-д. линии обнаружили бетонный обелиск с деревянной скульптурой наверху. На нём написано: «ИСТОК ВЯТКИ». Рядом стояла деревянная скульптура медведя. Ж.-д. путь проходил над бетонной трубой, через которую должна была течь Вятка. Но реки и даже ручейка мы не увидели, только сухое русло, заросшее кустарником. Я пробился по руслу через кустарник вниз по течению метров на 10 и только там обнаружил небольшую лужу. Исток Вятки пересох.

После такого открытия (вернее, «закрытия») мы вернулись к палатке и стали думать, что делать дальше. Решили попробовать дойти до истинного истока Вятки (не зря же мы ехали сюда). В ближайшем лесу каких-либо дорог, тропинок и просек не обнаружили. Собрали лагерь и пошли по ж.-д. линии назад. Километра через три вышли на место, обозначенное на карте как «урочище Перелом», остановились на опушке леса и сходили налегке на разведку. В лесу почти сразу попали на сильно заросшую просеку, шедшую на восток, которая, согласно карте, пересекалась с Вяткой, там даже должен быть мост. Вернулись, забрали рюкзаки, вышли на просеку и двинулись по ней к реке.

Совсем недавно перед нами по просеке прошёл лось, по его следам было удобно выбирать дорогу в зарослях кустарника. Наконец мы вышли на то место, где должен быть мост. От него давно ничего не осталось, мы увидели только небольшое заросшее лесное озеро. Судя по погрызенным деревьям и характерным следам на берегу, это озеро – вернее, пруд – сделали для себя бобры. Мы пошли дальше вдоль сухого русла. Периодически в нём попадались лужи. Идти было трудно из-за упавших деревьев. Больше всего меня удивляло, что в обычном лесу средней полосы есть пересохшая река. Настало время обеда. Воду для готовки пришлось набрать в ближайшей более или менее чистой луже. Затем эту воду мы профильтровали и минут пять кипятили, только потом использовали для пищи.

После обеда немного отдохнули и двинулись дальше вдоль русла. Условия для движения резко ухудшились: мы попали в страшный бурелом. Практически через каждые 2–3 м приходилось перелезать через поваленное дерево, попадались густые заросли пижмы и крапивы, где поваленных стволов не было видно и приходилось их нащупывать ногами. Мы подвергались атакам мух и мошки, но комаров было на удивление мало. Однако самое страшное оказалось не это: кипячёная вода, взятая с собой, быстро закончилась, и очень хотелось пить. Это было уже совсем дико: страдать от жажды в лесу средней полосы рядом с пересохшей рекой (!). «Нормальная» река так и не появлялась, более того, лужи стали реже и хуже по качеству воды. Попадались небольшие притоки, но тоже пересохшие.

Бурелом стал ещё больше. Деревья лежали по два, по три друг на друге в разных направлениях. Мне приходилось когда-то ходить по азимуту в настоящей тайге, но препятствия, которые мы преодолевали сейчас, по сложности превосходили таёжные на порядок. Тем временем близился вечер, а встать на ночлег было негде: ни поляны, ни ровного участка, свободного от бурелома и зарослей, не наблюдалось. Наконец-то в русле попалась лужа с достаточно чистой водой. Её набрали в две пластиковые бутылки. Посовещавшись, мы решили выходить из леса на свободное пространство, где можно нормально встать лагерем. Вначале просто пошли на юг напрямик через лес, но вскоре наткнулись на старую, заросшую просеку.

Идти стало намного легче и часа через два мы неожиданно вышли к небольшому лесному озеру, не обозначенному на карте, обошли его и попали на опушку леса. Это была большая радость. Поставили палатку, развели костёр, приготовили ужин. Воду для него тоже тщательно профильтровали и прокипятили. Её теперь не надо было экономить. Вода в озере была вполне приличная. Спать легли пораньше, так как здорово устали, пробираясь через бурелом. Утро было великолепное. Рано вставать мы не стали. После подъёма умылись в озере, сварили завтрак. Совсем рядом с палаткой (метрах в 20) я обнаружил свежую лёжку лося. Видимо, он отдыхал здесь ночью. После завтрака стали решать: что делать?

Было ясно, что настоящий исток Вятки теперь находится где-то в лесу дальше на восток по высохшему руслу. Чтобы его найти, требовалось время. Нам же, как минимум, к полуночи надо было обязательно быть на станции Яр, чтобы успеть на поезд до Ижевска. К тому же я никак не мог привязать к карте точное место нашего расположения. По карте южнее нашего лагеря проходила просёлочная дорога. Мы решили двигаться к ней, а там попробовать поймать попутку до Пудема, Яра или, если повезёт, то и до Глазова. Собрали лагерь и пошли через заросшее поле на юг. Через некоторое время вышли к лесополосе, обозначенной на карте. Рядом в поле работал трактор. Переговорив с трактористом, я определил, где мы находимся.

Оказалось, к моему большому сожалению, что накануне мы прошли расстояние раза в два меньшее, чем я предполагал. Бурелом нас очень сильно задержал. Ну, что сделано, то сделано. Мы продолжили свой путь и минут через 20 вошли в деревню Малое Малагово. На окраине встретили местную бабушку. Она рассказала, что в деревне живёт около 30 человек, все пенсионеры. Занимаются огородами и помогают овощами детям, которые в основном проживают в ближайших посёлках и городах. Бабушка показала нам родник, откуда деревенские жители берут воду. Мы с удовольствием напились родниковой воды.

Также бабушка сказала, что ждать попуток до Яра и Глазова бессмысленно, так как в эту деревню почти никто не заезжает. Она посоветовала идти до железной дороги. Немного отдохнули и двинулись по тропе в сторону ж.-д. линии (тропа туда указана на карте). Примерно через час вышли к платформе Пудемская. Она представляла сооружение из бетонных плит. Рядом стояли стенд с расписанием движения поездов и старая скамейка типа «кошмар пассажира» – с трубчатыми перегородками, не позволяющими на ней лежать. Очевидно, это был местный «зал ожидания». Чуть в стороне находились два жилых барака. Во дворе одного из них встретили мужчину и разговорились с ним.

Он рассказал, что сплавляться по Вятке можно с того места, где я планировал закончить активную часть маршрута, и показал снимок этого участка реки на своём телефоне. Добраться до этого места можно по достаточно хорошей просёлочной дороге. Также он объяснил, что вызвать сюда такси из Яра или Глазова практически нереально (а мы-то на это надеялись!) – никто не рискнёт сюда поехать; все поезда уже ушли и никаких попутных тепловозов и дрезин не предвидится, а ближайший поезд будет только поздно ночью. Мы со Светланой решили идти пешком по ж.-д. линии дальше – до посёлка Пудем, это примерно 8 км. До него мы благополучно добрались к вечеру. Там узнали, что последние автобусы до Глазова и Яра уже ушли.

Но оказалось, что у Светланы здесь живут родственники, и время до поезда мы провели у них. Единственное предприятие – металлургический завод (основан в 1759 г.), в посёлке закрыли, и теперь он медленно умирает. Вслед за заводом закрыли больницу, клуб, кинотеатр. Даже здание ж.-д. станции продали какому-то предпринимателю. Местную достопримечательность – старинный заводской пруд (ровесник завода) – спустили для чистки и, похоже, восстанавливать не собираются. Постоянного заработка у большинства населения нет. Самыми материально обеспеченными являются пенсионеры – они стабильно получают хоть какието деньги. Здесь же мы столкнулись с топонимической загадкой.

Почему-то остановка в самом Пудеме называется «Платформа 8-й км», а остановка с названием «Пудемская» находится, как уже было сказано выше, в нескольких километрах дальше по линии. Может, так в своё время хотели запутать американских (или английских) шпионов? Около 2 часов ночи мы сели в поезд Верхне-камская – Киров, через полчаса были в Яре, а там сразу пересели на поезд до Ижевска. На этом наш поход закончился. Конечно, он получился не совсем удачным, ведь истинного притока Вятки мы так и не нашли.

Если бы я заранее знал, что уехать пораньше на попутке не получится, что от нашей стоянки на опушке леса можно добраться до ж.-д. станции максимум за 2 часа и поэтому у нас ещё есть в запасе 6–7 часов, то, естественно, мы попытались бы налегке продолжить поиски истока. Но, увы, эта возможность была упущена. Можно только предположить, что весной в период половодья и в дождливое лето Вятка действительно начинается из болота у ж.-д. платформы Перелом. В засушливый же период и, возможно, в межень исток смещается в восточном направлении, и река тогда начинается из не найденных нами источников. Но всё-таки у официального истока Вятки мы побывали.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Исток Вятки - обелиск

Задайте вопрос...