(495) 517-51-35

Достопримечательности Гороховца


Район Волжско-Окского междуречья считается историческим ядром России. Именно здесь на правом берегу Клязьмы расположился, уникальный город – Гороховец. Правда знаменит он не сокрушительными победами или великими полководцами, а стремительно развивавшейся культурой с XVII по XVIII век. Благодаря архитектурным достопримечательностям (монастырям, храмам, великолепным купеческим особнякам), возведенным гениальными зодчими, Гороховец в 1970 году внесен в число городов туристического маршрута Золотое кольцо России.

Гороховец известен летописцам с 1239 года, как пограничная крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества. Тогда город под натиском монголо-татарских племен был разграблен и сожжен. Некоторое время Гороховца не существует. И лишь в XV веке жители возрождают город из пепла, и он становится центром волости. Знаменательным для жителей Гороховца является 1539 год, когда войска казанских татар почти сломили оборону города, и только настоящее чудо помешало захватчикам в полной мере реализовать свои планы. Согласно древней легенде, на горе, в лучах заходящего солнца внезапно появился силуэт война – великана с мечом в руках. Вид его был настолько грозен, что татары в ужасе покинули гороховецкую землю. Силуэт война исчез, а гора, на которой он стоял, стала называться Пужаловой горой.

Сегодня Пужалова гора – одна из главных достопримечательностей Гороховца. На 120 м2 парковой зоны раскинулся современный комплекс семейного отдыха. Зимой – это горнолыжный курорт, признанный Международным конгрессом горнолыжной индустрии лучшим в России. Летом зимние трассы превращаются в бесснежные аттракционы: спуск на «летних санках» по монорельсовой трубе с горнолыжного склона, спуск с горы в резиновой лодке по специальному итальянскому покрытию, катание на горных велосипедах и т.д.

Но не только любителей активного отдыха привлекает к себе Гороховец – есть и другие достопримечательности. Город славится духовным наследием, которое представлено множеством древних церквей и соборов. Гордостью Гороховца являются три действующих монастыря: Знаменский, Никольский и Сретенский.

Одна из интереснейших достопримечательностей Гороховца и самый древний из монастырей – Знаменский. Основан он в 1598 году, благодаря пожертвованиям купца Петра Лопухина. Изначально монастырь был деревянным. В 1670 году здесь была построена каменная церковь, посвященная Знамению Богородицы. В 1720 году вокруг монастыря была возведена каменная ограда. С этого времени вход на территорию проходил через уникальные ворота, который называются «Святыми вратами». В дальнейшем ансамбль построек Знаменского монастыря дополнили деревянная церковь Петра и Павла, церковь евангелиста и апостола Иоанна Богослова и каменно-деревянный корпус, где проживали монахи. В 1723 году Знаменский монастырь был запущен, указом Петра Первого он был приписан к Флорищевой пустыни, став ее подворьем. А в годы советской власти подвергался разорению и разрушению. И только в 1995 году началось восстановление Знаменского монастыря. С 1999 года он стал действующей женской обителью.

Не менее привлекательна еще одна достопримечательность Гороховца – Свято-Троице Никольский мужской монастырь. Расположен он на вершине Пужаловой горы, и потому его купола видны с любого уголка города. В XI веке на его месте были построены дома первых поселенцев, а позже, в XII веке сооружена деревянная оборонительная крепость. Построение монастыря начинается в 1681 году с возведения Троицкого собора. За 8 лет строительства собор стал двухэтажным зданием, вмещавшим в себя две церкви. Теплая, так называемая зимняя, церковь Николы располагалась на первом этаже, а холодная (летняя) церковь Святой Троицы занимала второй этаж. Собор устремляется в небо пятью куполами, поставленными на большие барабаны, которые украшены колоннами. Позже, в 1710 году на территории монастыря была возведена двухэтажная церковь Иоанна Листвичника в стиле знаменитых трапезных церквей. В XVIII веке территория монастыря обнесена каменной стеной, таким образом, что все постройки располагались у стены, а в центре возвышался Троицкий собор. В настоящее время Никольский мужской монастырь является действующим и хранит в Троицком соборе мощи Николая угодника.

Сильно отличается богатством убранства Сретенский женский монастырь, расположенный на главной площади Гороховца. Доминирует в архитектуре монастырского ансамбля надвратная колокольня, возвышающаяся над землей на 35 метров. Следом за ней привлекает к себе внимание богато украшенный лепниной и резным орнаментом собор, освященный в честь Сретения Господня. Невозможно оторвать взгляд от резных наличников на окнах, от ажурных кокошников под крышей, от куполов, выложенных разноцветной черепицей. Венчает все это великолепие сияющие золотом резные кресты. Рядом с собором стоит внешне скромно украшенная церковь Сергия Радонежского. Но внутри расположена интересная достопримечательность – древняя печь, выложенная уникальными цветными изразцами. Сретенский монастырь является одним из наиболее выдающихся памятников архитектуры XVII века.

Недалеко от Сретенского монастыря находится Благовещенский собор. Строительство собора происходило на рубеже XVII и XVIII веков на пожертвования купца Семена Ершова. Собор, воздвигнутый по желанию купца в строгом стиле, без излишних украшений, поражает своим величественным видом и крупными формами. Пристроенная к храму 37 метровая колокольня до сих пор остается самой высокой постройкой города.

Каждый собор, монастырь или церковь Гороховца имеет свои изюминки, которые привлекают к себе внимание туристов. Но церковь Иоанна Предтечи, построенная в XVIII веке, все же смогла выделиться своей неповторимостью. Уникальность ее в том, что в настоящее время она является не домом молитвы, а музеем, хранящим в себе многочисленные экспонаты русского быта XIX–XX веков.

Весьма значительными достопримечательностями Гороховца считаются прекрасные купеческие дома. Построенные в XVII–XIX веках они сегодня представляют собой памятники архитектуры, а во многих из них организованны музеи. Так, например, Историко-архитектурный музей расположился в старинном и богатом доме купца Ершова. В летописи описан непревзойденный размах, с которым в 1680 году купец начал строить свое двухэтажное жилище. И тогда и сейчас этот дом выделяется среди окружающих построек своей величественностью, красотой и огромными размерами. Деревянные ворота дома Ершова считаются уникальной достопримечательностью – памятником деревянного древнерусского зодчества XVII века, высота их превышает 3 м. 

Складывается впечатление, что здесь жил добрый и веселый великан. Легенды рассказывают, что в доме был вырыт подземный ход, который вел далеко за пределы города, но со временем укрепительные деревянные балки сгнили, и подземный коридор обрушился. Сегодня на первом этаже дома Ершова туристы могут осмотреть оружие, одежду, конскую сбрую и домашнюю утварь тех времен. На втором этаже расположились так называемые Красные палаты, комнаты, в которых семейство купца принимало гостей и отмечало торжества. Помимо торжественных комнаты здесь представлены личные комнаты членов семьи Ершова, по убранству которых можно сделать выводы, что семья действительно была самой богатой в городе.

В летописях того времени указывается, что одновременно с семьей Ершовых в городе значилась еще одна знаменитая семья, которая не пользовалась уважением у горожан – семья Опариных. Но со временем статусы семей поменялись местами, и богатство вместе с доброй славой перешли к купцу Опарину. Став «на ноги» в конце XVII века купец тоже принялся за строительство своего родового гнезда. Дом Опарина возведен в лучших традициях каменного зодчества. В отличие от дома Ершова это строение значительно меньше по размерам и более сдержано в украшении и, тем не менее, является знаменитым памятником архитектуры. Особую памятную ценность несет в себе монументальное крыльцо. Сегодня в доме Опарина размещается городской архив и ЗАГС.

Еще одна достопримечательность Гороховца не должна остаться без внимания. Взглянув на особняк Шорина со стороны, можно точно сказать, что это дом из сказки. Особняк сравнительно молодой, возведенный в начале XX века, он вместил в себя лучшие традиции русского стиля и модерна. Здание ассиметрично, причудливо, не логично, но способно долго притягивать внимание к необычайно живописной композиции.

Источник: go-on-travels.ru
Задайте вопрос...